«Шоу маст гоу он» или исчерпанный
формат.
Я не перестаю удивляться, проявлениям невежества и духовной безграмотности
некоторых христиан сегодня. Но, больше меня раздражает и беспокоит поведение
таких служителей, которые повреждают Слово Божье, а порой весьма цинично и
расчетливо продолжают вводить в заблуждение Церковь Божью, инфицируя её
опасными вирусами суеверий и мистификаций, культа личности и идолопоклонства,
любостяжания и материализма, духомании и гностицизма. Подобные духовные
инфекции, как правило, являются производными повреждённых Библейских истин и
несбалансированных проповедей, а также следствием различных заблуждений, ложных
доктрин, догм и учений.
«Народ
жаждет хлеба и зрелищ!» Думаю, вы слышали это неоднозначное утверждение.
Неверно трактуя этот принцип, многие сегодня используют его, чтобы преподнести
Бога в дешёвой человеческой постановке, граничащей с шоу, цирком и зрелищем. В
предыдущих главах я затронул вскользь тему фокусов, трюкачества, несдержанности
в эмоциях, что зачастую позиционируется в некоторых церквях как проявление
сверхъестественной силы и даров Святого Духа.
Я ни в коем случае не смею говорить что-либо о реальных и неоспоримых
действиях и дарах Святого Духа в Его народе, дабы не оказаться в числе
богопротивников, циников, скептиков и прочих кощунников. Однако я не стану
молчать о явной подтасовке действий Божьих, о дешёвом спектакле, фокусах и
цирке в постановке служителей, которые таким вот образом подымают рейтинг
своего служения. И не поймите меня неправильно, говоря о шоу и зрелищах, я не имею в виду великолепные
творческие, музыкальные и театральные проекты, которые являются восстановлением
скинии Давида. Как те, например, которые инициирует и режиссирует пастор из
Риги Алексей Л. Подобные творческие проекты являются прекрасным инструментом
для продвижения и утверждения Царства Божьего среди творческой богемы, а также
в других социальных слоях. Я также не имею в виду шикарное прославление с
профессиональными музыкантами, светом и звуком или другие
евангелизационные Gospel проекты многих больших церквей. Я отнюдь не говорю, о
высоком уровне риторики и гомилетики (качества донесения проповеди,
образованности, аллегорий и эффекта наглядности).
Я
говорю (внимание!) о трюкачах, иллюзионистах, мистификаторах и фокусниках,
которые манипулируют действиями даров Святого Духа и спекулируют силой Божьей.
Выше я говорил, что мне доводилось бывать и видеть служения, где
пастора-фокусники «помогая» Богу, укладывали на пол целые ряды доверчивых
прихожан одним своим дуновением или взмахом пиджака, снятого с себя в порыве эмоций.
Люди же, которые не поддавались и не падали на пол, испытывали на себе
увесистую руку служителя, возложенную в молитве и давящую на человека в сторону
пола. Сзади же, по традиции стоял «ашер» (служитель группы порядка) готовый вас
поймать.
Знаете,
я говорю так, потому что был по обе стороны баррикад. Будучи молодым верующим,
я по своей наивности был, как и многие, искателем приключений, знамений и
чудес.
«Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины
ищут мудрости…» (1Кор.1:22)
Может,
исходя из этого утверждения Павла, я требовал чудес и искал знамений и
эмоциональных впечатлений, потому что я еврей, но скорее, потому что был юным и
неопытным христианином. Могу сказать, что испытал на себе молитву служителей,
которые пытались сымитировать силу Божью и с помощью этого сделать зрелище и
шоу для остальных зевак. Как то один приезжий проповедник вызвал нас к сцене,
чтобы молиться за людей с возложением рук. Бал явный ажиотаж, поскольку стало
известно, что люди «падают под силой» на его служениях. Мы же – молодые верующие,
как искатели чудес и зрелищ, были заранее настроены на впечатления и
потрясения, поэтому тоже вышли к сцене. Проповедник возложил руку, и по
известной схеме упорно подталкивая меня назад
(в сторону пола) произнёс слова молитвы, продолжая при этом давить на
мой лоб, чем поставил меня в не совсем удобное положение. Так как к тому
моменту, я уже дважды попятившись назад понял, что от силы Божьей мне упасть не
придётся, хотя все вокруг падали и некоторые даже оставались лежать на
церковном ковре.... «Очевидно Бог позабыл обо мне…», - с некой иронией подумал
я, но всё таки решил расслабиться и поддаться… Не судите строго (сделайте
скидку на мой юный возраст во Христе), пришлось сымитировать помазание и упасть
«под силой», только вопрос под чьей? То ли эта сила любопытства (а что будет
если упаду?); то ли сила стыда (а что скажут другие, если не упаду?); то ли
сила уважения к гостю (упаду ради уважения к его стараниям); а может и вовсе
это сила его довлеющей руки? В общем как бы там ни было, позже я понял, как
поступать не надо. А когда я стал служить и сам молился за людей, то никогда не
использовал подобные спекуляции с силой Божьей и элементы трюков и шоу.
Дальше
больше, помню в одной, харизматической церкви, где мне довелось побывать; после
молитвы пастора, несколько прихожан (причем, как мне сказали, постоянно одних и
тех же) падали на пол и долго лежали, громко хохоча, катаясь по полу или просто
распластавшись на нем. Меня уверили, что это происходит под действием силы
Божьей. И якобы она (сила Божья) стабильно валит их с ног после молитвы
пастора. К слову, в церкви не более сорока человек. Думаю потому, что люди
адекватные и ищущие Бога, давно поняли, чем здесь пахнет и перешли в другую, более зрелую и здоровую, общину. А
там, продолжали делать шоу и трюки, используя Бога в своих интригах, фокусах и
эмоциональной распущенности и загоняя Его в формат человеческого сценария
богослужения. Друзья, не путайте Божий дар с яичницей. То, что происходит, на
подобных служениях является не чем иным как незрелостью служителей и
эмоциональной «плотской» распущенностью верующих, которые могут себе позволять
на глазах у людей, новых в церкви или неверующих, пришедших на служение
впервые, столь безобразно себя вести, вызывая антагонизм и антипатию ко всему
что связано с протестантской церковью. Как говорили раньше: «Чудесны дела Твои
Господи, а у детей Твоих еще чуднее!»
Изучая
Священное Писание, я не смог убедиться в достоверности таких проявлений и в
правильности подобного поведения, типа «падения в духе» и т.д.
А
теперь внимание! Библия открывает нам один момент в Ветхом Завете, когда по
причине сильного, буквально видимого помазания в виде облака Божьей славы, священники не могли стоять в скинии.
«И не могли священники стоять на
служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень».
(3Цар.8:11)
Заметьте
священники не «валили» с ног людей, пришедших на служение, молясь за них и
возлагая руки. Священники сами не могли стоять в Божьей славе, причём без
посторонней «молитвенной» помощи.
Второй
подобный момент мы можем видеть уже в Новом Завете, где ученики Иисуса, услышав
голос Бога на горе Преображения, пали на лица, поскольку очень испугались. Они
«услышав, пали на лица», а значит, сделали это осознанно. Это был их
благоговейный страх и смирение, а не «падение в духе».
«И, услышав, ученики пали на лица свои и
очень испугались». (Матф.17:6)
И
последняя иллюстрация «падения» случилась, когда Иуда со свитой пришли взять
Иисуса под стражу. Когда же Ему сказали воины, что ищут Иисуса Назорея, а Он
ответил: «это Я», - они пали на землю.
«И когда сказал им: это Я, они отступили
назад и пали на землю». (Иоан.18:4-6)
И
опять таки, этот единичный случай, в результате которого свора злых и
воинственных людей, пришедших взять под стражу Иисуса, упала на землю, говорит
об абсолютной власти, силе и божественности Иисуса Назорея, подтверждая Его
статус – Христа (Мессии). Именно об этом говорит псалмопевец: «не устоят
нечестивые на суде, и грешники - в
собрании праведных». (Пс.1:5)
Но
всё вышесказанное никак не объясняет тех трюков, шоу и цирка, которые часто
происходят на харизматических церковных
собраниях.
Павел
затронул эту проблему в послании к церкви в Коринфе:
«Если
вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками (дальше объективное
расширение контекста), кататься по полу, безудержно хохотать, громко кричать,
вопить, бесшабашно плясать – в общем, вести себя неадекватно и неподобающе, и
войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1Кор.14:23)
Поэтому,
Павел логично заканчивает свою мысль словами: «…только все должно быть
благопристойно и чинно». (1Кор.14:40)
Эта
печальная картина, серьёзно подмочила репутацию протестантских церквей в
странах СНГ. Рассвет необузданной и безудержной харизматии пришелся на 90-ые,
когда «совок» распался и в нашу страну, через открытый железный занавес (в
качестве миссионеров) стало приезжать много проповедников и служителей из-за
границы. Темпераментные американцы, африканцы и прочие импортные проповедники с
нескрываемым интересом стали осваивать новые просторы и поля миссионерской
деятельности. И слава Богу за многих из них! Однако некоторые, к сожалению, не
брезговали использовать элементы шоу, зрелищ, цирка и дешевых религиозных
трюков вышеописанного характера. Наверняка они знали, что народ жаждет зрелищ,
тем более народ, который долгое время сидел в эмоциональной «совковой тюрьме».
Их понесло на зрелища, к сожалению часто не подтвержденные силой и Духом
Божьим, а лишь человеческими необузданными эмоциями, распущенностью в
поведении, воплями, криками, дикими танцами, истеричным хохотом, катанием по
сцене и прочим цирком, который зачастую не имеет ничего общего с реальным
прикосновением Божьего Духа. Потому что (ВНИМАНИЕ!) Бог действует внутри
человека, а не снаружи, и Царство Его приходит внутрь человека (в его дух) «не
приметным образом», - часто без видимых внешних проявлений. Ведь наше сокровище
мы носим внутри в сокрытом «глиняном» сосуде, не для показухи и бравад. «Но
сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была
приписываема Богу, а не нам». (2Кор.4:7) Ведь: «…Не придет Царствие Божие
приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».
(Лук.17:20,21)
Ну,
где скажите мне, подобное трюкачество есть в Священном Писании или же в жизни
Господа, Апостолов, пророков. Если же мы видим проявления чудес, знамений,
даров Духа Святого. Они всегда были:
а)
конструктивны, то есть служили благу
людей, и несли реальные плоды в жизнь народа Божьего; «Итак
по плодам их узнаете их». (Матф.7:20)
б)
созидательны, то есть происходили в
духе созидания и порядка, а не хаотично и беспорядочно. «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог
неустройства, но мира». (1Кор.14:32,33)
в)
не являлись причиной соблазнов и
преткновений, то есть не вызывали антагонизма и антипатий в адрес церкви,
не дискредитировали её имя, но напротив привлекали людей, работая на рекламу
Царства Божьего, а не как черный пиар. «И
каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали
пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал
спасаемых к Церкви». (Деян.2:46,47)
Господь
прилагал спасаемых, а у нас часто бывает наоборот: спасаемые отлагаются от
церкви, видя и слыша недостойное поведение верующих, их эмоциональный беспредел
и разнузданность в поведении, те шоу и трюки в религиозной постановке,
свидетелями которых они становятся. Это ли то к чему мы стремимся, используя
элементы зрелищ и цирка, и спекулируя силой Божьей?
Когда
же дары Духа, а не человеческие подтасовки, действуют, - это всегда
созидательно и плодотворно. «Итак охотно
принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех
тысяч». (Деян.2:41) Это произошло после того, как Дух Святой, сойдя на
учеников, дал им дары говорения на иных языках, и слышавшие их «говорящими на
их наречиях о великих делах Божиих» неверующие - сначала «изумлялись и
дивились», а потом (после боговдохновенной проповеди Петра) «умилялись сердцами
и присоединялись к церкви». (Деян.2:7,11,37)
Определённо,
сейчас я могу сказать, что людям свойственно загонять Бога в некий формат и
человеческие рамки. По этой причине, в некоторых церквях, мы можем видеть
весьма печальную картину. Там, где Бог отформатирован человеческим
мировосприятием, парадигмой и представлениями о Нём; или ещё хуже, когда в этот
процесс вмешивается испорченная человеческая природа, амбиции и меркантильные интересы.
Бог в подобных движениях и церквях может быть представлен в весьма странном,
порой комичном, порой алогичном свете.
Дело
в том, что многие неосознанно, но из-за своего невежества «загнали» Бога в
своих служениях в те рамки, в тот образ, и в тот формат, который, давно себя
исчерпал, перестал быть актуальным или вообще является иллюзией и выдумкой этих
людей.
Нам
свойственно брать форму, которую Бог использовал для Своей славы вчера, и
использовать её сегодня для нашей славы. Не понимая того, что Он уже оставил
подобные методы и действия в прошлом. И хочет действовать совершенно другим
способом. Он творит всё новое!
Помню
ситуацию, как Бенни Хинн раскаялся в том, что он стал манипулировать Божией
силой, пользуясь тем методом, и той формой, которая перестала быть актуальной
для Бога, а значит там Его не было. Был один случай, когда Господь сказал ему,
снять свой пиджак и возложить на больного человека, после чего, тот получит
исцеление. Бенни послушался и, сняв пиджак, сделал так, как сказал Господь. Помазание
Божье сошло, и больной исцелился. Это было эффектно, но одномоментно. И
Господь, не хотел продолжения подобных манифестов с раздеванием Бени и
бросанием пиджака на всех больных без исключения. Но, поскольку пастору Хину,
это показалось весьма удачным, и действенным способом, поскольку Бог подтвердил
Своим исцеляющим прикосновением, он продолжил делать так весьма часто. Позже,
это стало его своеобразным кредо исцеляющего евангелиста. Но, в этой форме и
методах уже не было Бога.
Не
помню точно как, но как-то Бог достучался до Бенни, остановив пастора и обличая
его в том, что он проделывает неправильные и неактуальные манипуляции со своим
пиджаком во время молитвы за больных.
Друзья,
давайте, перестанем форматировать Бога, вгоняя Его в те реалии и рамки, в
которых Его давно уже нет и быть не может. Отформатированный Бог существует в сознании за
ангажированным религией и преданиями людей, а не живой верой и послушанием Духу
Святому. Вот, почему Иисус говорит, что Он ничего не делает Сам от Себя,
а только то, что видит у Отца.
«На это Иисус сказал: истинно, истинно
говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца
творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также». (Иоан.5:19)
Нам более важно видеть Отца творящего сегодня, нежели
Отца, который творил вчера. Вчерашние
откровения многих служителей стали неактуальны сегодня, в наших реалиях.
Один известный пастор весьма
точно описал этот исчерпавший себя формат. Он аллегорически заметил, что если
кто то имеет вполне логичное и обоснованное «откровение» о том, что холодной
зимой надо ходить в теплых ботинках или сапогах, - он поступит благоразумно и
верно, если будет их одевать. Однако, что будет, если он с этим зимним
«откровением», которое было актуально в прошлом сезоне, возьмёт, и оденет
сапоги летом? Его попросту сочтут за ненормального. Однако он будет бить себя в
грудь и кричать о том, что его «откровение» правильное и было от Бога. Да, оно
было от Бога, и было верно и своевременно еще пару месяцев назад, но сейчас оно
утратило свою значимость и актуальность в связи
с переменой климата и временем года. Пришла пора для новых откровений в
новом сезоне нашей жизни.
«И
сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо
слова сии истинны и верны». (Откр.21:5)
Меняются не только сезоны и времена года,
меняется менталитет общества. Меняются люди, обычаи, стереотипы, меняются
технологии, способы общения. Меняется жизнь и ее темп. Меняются эпохи, а вместе
с ними меняется и человек.
Так
почему же вы думаете, господа, что Бог будет оставаться на месте? В режиме
древней парадигмы. Конечно же, существуют фундаментальные и незыблемые вещи,
которые были, есть и будут всегда. И это сущность Бога, Его любовь к нам, Его
спасительная жертва, Его вечные законы мироздания.
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки
Тот же» (Евр.13:8)
Но,
в то же время Он творит все новое и дышит, где хочет, и как пожелает.
«Дух дышит, где хочет, и голос его
слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким,
рожденным от Духа». (Иоан.3:8)
Что
же касается жизни человека - его вечного спасения, убеждён - у Него
неисчерпаемые возможности, инновации и прогрессивные способы достигать
человеческих жизней вечным Евангелием Иисуса Христа.
Да
сохранит от мифов и иллюзий, да утвердит и да благословит нас всех: Его
Величество – Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой! Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий